26 декабря 2013 г.

Тьюторство

В рамках Рижского свободного педагогического Форума Игоря Ватолина в Латвию с лекцией для директоров школ, завучей, педагогов и заинтересованной общественности приглашена профессор Ковалева Татьяна Михайловна (президент Тьюторской Ассоциации) – профессор, доктор педагогики, эксперт Федеральной системы образования России (Москва).
Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. «Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика». «Движущие силы в ней – это педагог-тьютор и его подопечный». 

Основные тезисы выступления профессора Ковалевой:
  • Идеи тьюторства – индивидуализация в системе образования.
  • Культура индивидуального в Латвии развита в большей степени, чем в России, где все было уничтожено.
  • Тьюторство берет свое начало в Англии в 12-13 веке.
  • В тьюторские группы могут входить 300-400 человек. Исторические проекты, например, в казанской группе.
  • В Латвии тьюторство не нашло широкого распространения, лакуны должны быть заполнены.
  • Тьюторанство свойственно не только в работе с детьми, но и для аудитории серебряного возраста. Такие университеты распространены, например, в Голландии.
  • Традиционная педагогика деятельностного подхода на основе Выготского, Эльконина, Давыдова должна найти общий знаменатель с тьюторским подходом.
  • Успешные и неуспешные дети.
  • Близнецовый метод.
  • Классическая педагогика не замечает личность ребенка!
  • Тьютор с 2008 года в России – отдельная профессия. Пользуется особым спросом среди родителей.
  • Эта профессия не должна быть привязана к школе.
  • Тьюторство – образование мыслить!
  • 30 регионов в России занимаются тьюторством.
  • Казахстан и Украина.
  • Тьюторство – дорогая система педагогики.
  • Классно-урочная сиситема – менеджерски выгодный педагогический подход.
  • Вся Голландия переведена на систему Монтессори на уровне министерства образования.
  • Субъективность надо зафиксировать, а затем поддерживать.
  • В Китае общеобразовательная система, которая тормозит процесс обучения. До 11 лет дети на все вопросы учителя отвечают только хором, это обусловлено большим количеством учеников – до 60 в классе.
  • Тьюторская система – навигационная карта ученика и педагога.
  • Тьюторство – логика шанса.
  • Проекты в Сколково, в рамках которого создается школа Сколково.
  • Английские тьюторы – законодатели основных принципов тьюторства, даже не ставят крупномасштабных задач, как это делается в России. Но, возникает вопрос: «Почему же при таком уме россиян, вы такие бедные?»
  • Учитывается многоспекторность субъективного мира: музыкальность, этничность.
  • Профориентация сужает круг возможностей.
  • Многие антропотехники закрыты для европейского человека.
  • Роль тьюторства в обычной школе.
  • Финансовый вопрос и есть ли спрос в России.
  • Тьютор востребован в продвинутых школах, лицеях и гимназиях.
  • Инклюзивные школы.
  • Работа с одаренными детьми. С одаренными детьми в современном мире надо работать по-другому.
  • Основная линия развития – не школьное образование.
  • В России самый свободный закон об образовании: школьное, самообразование, семейное образование – равные системы.
  • В Германии в законе сказано, что школьное образование обязательно, потому что государство боится свободных взглядов.
  • Школа по методологии – Петр Щедровицкий, который теперь работает в Латвии.

3 комментария:

  1. Интересные тезисы. У нас пока тьюторство не является приоритетным.

    ОтветитьУдалить
  2. Введение тьюторства в России в том виде, что планируется - ничего хорошего не получится. Мы опять собираемся экономить на образовании.

    ОтветитьУдалить