В рамках Рижского свободного педагогического Форума
Игоря Ватолина в Латвию с лекцией для директоров школ, завучей, педагогов и
заинтересованной общественности приглашена профессор Ковалева Татьяна Михайловна (президент Тьюторской Ассоциации) – профессор, доктор педагогики,
эксперт Федеральной системы образования России (Москва).
Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. «Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика». «Движущие силы в ней – это педагог-тьютор и его подопечный».
Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. «Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика». «Движущие силы в ней – это педагог-тьютор и его подопечный».
Основные тезисы выступления профессора
Ковалевой:
- Идеи тьюторства – индивидуализация в системе образования.
- Культура индивидуального в Латвии развита в большей степени, чем в России, где все было уничтожено.
- Тьюторство берет свое начало в Англии в 12-13 веке.
- В тьюторские группы могут входить 300-400 человек. Исторические проекты, например, в казанской группе.
- В Латвии тьюторство не нашло широкого распространения, лакуны должны быть заполнены.
- Тьюторанство свойственно не только в работе с детьми, но и для аудитории серебряного возраста. Такие университеты распространены, например, в Голландии.
- Традиционная педагогика деятельностного подхода на основе Выготского, Эльконина, Давыдова должна найти общий знаменатель с тьюторским подходом.
- Успешные и неуспешные дети.
- Близнецовый метод.
- Классическая педагогика не замечает личность ребенка!
- Тьютор с 2008 года в России – отдельная профессия. Пользуется особым спросом среди родителей.
- Эта профессия не должна быть привязана к школе.
- Тьюторство – образование мыслить!
- 30 регионов в России занимаются тьюторством.
- Казахстан и Украина.
- Тьюторство – дорогая система педагогики.
- Классно-урочная сиситема – менеджерски выгодный педагогический подход.
- Вся Голландия переведена на систему Монтессори на уровне министерства образования.
- Субъективность надо зафиксировать, а затем поддерживать.
- В Китае общеобразовательная система, которая тормозит процесс обучения. До 11 лет дети на все вопросы учителя отвечают только хором, это обусловлено большим количеством учеников – до 60 в классе.
- Тьюторская система – навигационная карта ученика и педагога.
- Тьюторство – логика шанса.
- Проекты в Сколково, в рамках которого создается школа Сколково.
- Английские тьюторы – законодатели основных принципов тьюторства, даже не ставят крупномасштабных задач, как это делается в России. Но, возникает вопрос: «Почему же при таком уме россиян, вы такие бедные?»
- Учитывается многоспекторность субъективного мира: музыкальность, этничность.
- Профориентация сужает круг возможностей.
- Многие антропотехники закрыты для европейского человека.
- Роль тьюторства в обычной школе.
- Финансовый вопрос и есть ли спрос в России.
- Тьютор востребован в продвинутых школах, лицеях и гимназиях.
- Инклюзивные школы.
- Работа с одаренными детьми. С одаренными детьми в современном мире надо работать по-другому.
- Основная линия развития – не школьное образование.
- В России самый свободный закон об образовании: школьное, самообразование, семейное образование – равные системы.
- В Германии в законе сказано, что школьное образование обязательно, потому что государство боится свободных взглядов.
- Школа по методологии – Петр Щедровицкий, который теперь работает в Латвии.
Интересный материал.
ОтветитьУдалитьИнтересные тезисы. У нас пока тьюторство не является приоритетным.
ОтветитьУдалитьВведение тьюторства в России в том виде, что планируется - ничего хорошего не получится. Мы опять собираемся экономить на образовании.
ОтветитьУдалить