Уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки, ну и,
конечно же, учителя!
Мы все в равной степени заинтересованы, чтобы наши
дети, внуки, ученики учились в школе качественно, эффективно, целеустремлённо, вели
себя прилично.
Именно в школе закладывается фундамент будущего
детей.
С этой целью, мною подготовлены ряд советов учащимся
по различным проблемам учёбы и поведения.
Рекомендую ознакомиться с этими материалами
родителям и учителям, обсудить их с детьми, возможно скачать для дальнейшего
использования.
Надеюсь, что если вы постепенно ознакомите с этими
материалами детей, обсудите с ними 2-3 раза в год, убедите в их
целесообразности, то со временем наши дети станут и образованнее, и
воспитаннее.
СОВЕТЫ:
1. По
изучению латышского и иностранных языков.
Ø
Регулярно смотри мультфильмы на латышском и английском языке (1 – 5
класс);
Ø
Регулярно слушай новости по программе LNT в 19.30 и / или LTV-1 в 20.00;
чаще смотри кино – телефильмы на латышском и иностранных языках (6 – 12 класс),
попробуй читать газеты;
Ø Все
упражнения необходимо выполнять вслух.
Ø Учи
слова. Начиная изучать слова, если имеется такая возможность, послушай запись
(кассету, диск); точно имитируй произношение услышанных слов.
Ø Пиши
каждое слово столько раз, сколько тебе нужно, чтобы его запомнить.
Ø
Запоминай не только отдельные слова, но и целые фразы (выражения).
Ø При
переводе, переводи не только отдельные слова, но и смысл фразы (выражения) в
целом.
Ø
Приступая к работе над текстом, внимательно прочти вопросы к нему. Читая
текст, отмечай, находи мысленно ответы на них.
Ø
Занимайся изучением языков регулярно; для пользы дела поработай и в
выходные дни.
Ø
Выполняй точно и в срок все задания учителя.
2. Как
читать книгу (учебник).
Ø Читай
книгу не торопясь, внимательно, вдумчиво, не пропускай ни строчек, ни страниц.
Ø Не
оставляй непонятным ни одного слова. Не стесняйся спрашивать у учителя,
родителей, товарищей по классу.
Ø
Главное, - хорошо пойми текст, получи представление / понятие о
прочитанном. Постарайся ответить на вопросы после параграфа учебника.
Ø Если в
книге имеется предисловие или послесловие, прочитай их. Это поможет тебе узнать
об авторе, назначении книги, об истории её создания, достоверности приведённых
фактов.
Ø Чтобы
прочитанное запомнилось надолго, кратко запиши в специальную тетрадь факты,
цифры, фамилии и имена героев, своё мнение об этой книге.
Ø Помни,
что интересные мысли, факты, полезные сведения, имеющиеся в книге / учебнике,
могут пригодиться тебе в будущем.
Ø Если
книга тебе понравилась, расскажи о ней своим товарищам, дай им её прочитать.
3. Как
лучше запоминать.
Ø
Постарайся запомнить то, что просит, поручает, требует учитель.
Прочитай, пойми, если нужно, запиши, выучи, повтори.
Ø
Самостоятельно отбирай для запоминания самое важное, характерное,
жизненно необходимое из изучаемого в школе материала.
Запоминай факты, даты, стихи, текст, слова и
выражения латышского и иностранных языков, правила правописания родного языка,
формулы и др.
Ø То, что
запомнил, - продумай, осмысли.
Ø Тексты
на латышском и иностранных языках читай вслух; трудные места учебников по
другим предметам также читай вслух. Это поможет тебе лучше понять и запомнить.
Ø Не
торопись, не отвлекайся, усваивай учебный материал тщательно, всерьёз и
надолго.
Ø Небольшой
материал учи сразу; объёмный и трудный – по частям. Предварительно ознакомься с
ним в целом.
Ø Помни,
что лучше запоминается тот материал, в котором разберёшься самостоятельно.
Повторяй, - повторение мать учения. Применяй полученные знания на практике
(письмо, решение задач и т.д.). Если что-то: правило, стихотворение, слова
трудно запоминаются, - прочитай ещё раз вдумчиво и внимательно перед сном,
положи учебник или словарь под подушку, утром повтори и всё будешь знать.
4. Как
лучше овладевать знаниями.
Ø Будь
дисциплинированным (-ой)! Нет дисциплины – нет знаний. Это аксиома, т.е. истина
не требующая доказательств.
Внимательно слушай на уроке объяснения и указания
учителя и ответы учащихся.
Ø Береги
дорогое время урока; используй для дела каждую его минуту.
Даже если спрашивают другого ученика, - думай,
читай, пиши, решай, - работай вместе с товарищами по классу.
Ø Если
тебе что-то не понятно, подними руку, задай вопрос учителю или после урока
спроси у товарищей по классу. Не запускай учебный материал!
Ø
Обязательно внимательно и вдумчиво читай учебник; желательно и
дополнительную литературу: энциклопедии, словари, справочники.
Ø По
любой изучаемой теме или интересующим тебя вопросам информацию можно найти и в
интернете.
Ø
Аккуратно веди дневник – это лицо и паспорт ученика. Аккуратно и
регулярно делай записи в тетрадях и словарях. Порядок бьёт класс!
Ø Имей
при себе все необходимые учебные принадлежности. Своевременно, на переменах,
готовься к каждому уроку: учебник, тетрадь, дневник, ручка всегда должны быть
на парте к началу урока.
Ø Учи
материал до тех пор, пока всё не станет ясным и понятным. Время от времени
повторяй ранее изученное. Только так можно учиться успешно и качественно! Чем
больше будешь знать, тем интереснее будет учиться!
5.
Научись творчески мыслить.
Ø В
основе мышления, - знания! Инструмент мышления, - родной язык, язык семьи.
Постарайся в школе овладеть богатствами русского языка, а также латышским и
иностранными языками. Возможно в будущем (университет, бизнес) тебе придётся не
только говорить, но и думать и на этих языках.
Ø Знаний
много не бывает. Каждому человеку необходимо знать больше чем он знает на
сегодняшний день.
Если ты знаешь много фактов, дат, формулировок, это
ещё не значит, что ты творчески мыслишь.
Ø
Постарайся научиться подвергать изученный материал следующим
мыслительным операциям:
· находить в массе сведений и фактов
общее;
·
находить отличия, особое, неповторимое;
·
давать верную, правильную оценку событиям, фактам, явлениям, применять
знания на практике.
Ø Мыслить
– это значит уметь находить причинно-следственные связи, рассматривать предметы
и явления в развитии, предвидеть последствия.
Ø Слушая
объяснения учителя, читая учебник, дополнительную литературу, интернет,
постарайся найти то, что объединяет факты (связь явлений).
Ø Краткие
записи при изучении нового материала и мыслительных операциях помогут тебе
чётко формулировать свои мысли, больше знать и уметь.
Ø Никогда
не расставайся с вопросом «Почему?».
Думай, ищи, спрашивай, стремись разобраться в каждом
вопросе до конца!
Информацию по программе средней школы
старшеклассники могут найти самостоятельно на сайтах : www.uzdevumi.lv и
www.shkola.lv.
6.
Правила взаимопомощи.
Ø Помогай
товарищам по классу: тем, кто нуждается в помощи, тем, кто сами трудятся.
Ø Помогай
другому и тогда, когда тебе самому приходится трудно.
Ø Помогай
так, чтобы одноклассник учился самостоятельно преодолевать трудности.
Ø Помогай
не только другу, но и другим людям, в первую очередь одноклассникам, родителям
и учителям, старикам и инвалидам.
Ø Помогая
одному, думай как о своём благополучии и успехе, так и о благополучии и успехе
всех.
Ø
Помогай, если можешь, другим, тогда и тебе в трудный момент помогут.
Ø Будь
добрым, милосердным и отзывчивым. Относись к другим людям так, как ты хочешь
чтобы они относились к тебе.
Помогай, сочувствуй, сопереживай – и тебе воздастся!
7.
Правила общения для учащихся.
Ø Будь
всегда вежлив, доброжелателен в общении с одноклассниками и другими людьми.
Ø Не
причиняй никому ущерба ни словом, ни делом.
Ø Не
спеши делать замечания или говорить что-либо неприятное другим людям.
Ø Не
проявляй публично своей неприязни, категоричности, превосходства.
Ø Не
засоряй речь словами-паразитами; не употребляй грубых, нецензурных слов.
Ø Умей
вежливо попросить или отказать.
Ø
Используй в своей речи вводные слова или предложения: «пожалуйста»,
«будь добр» и другие.
Ø
Благодари за услугу (слово «спасибо» не может тебя унизить, но свидетельствует
о вежливости).
Ø Умей
слушать других, не перебивай собеседника. Будь внимателен к другим людям.
Ø
Переживай не только за себя, но и за других. Умей словом и делом
поддержать человека в беде и радости.
Ø Не
бойся общаться с людьми (устно, письменно), но при этом старайся не быть
навязчивым. Говори и пиши то, что может быть интересно слушающим (читающим).
8.
Элементарные правила этики.
Ø Будьте
вежливы и тактичны; никогда не подчёркивайте своего превосходства над другими
людьми.
Ø Не
навязывайте своего мнения и вкуса другим людям.
Ø Не
позволяйте себе хамские, грубые суждения.
Ø Не
распространяйтесь о сугубо личных отношениях, тем более чужих.
Ø Не
выясняйте ни с кем отношения, тем более в присутствии посторонних.
Ø Не
ставьте другого человека в неловкое положение; делайте вид, что не заметили его
оплошности.
Ø Умейте
щадить самолюбие и достоинство других людей; будьте терпимы к человеческим
недостаткам и слабостям.
Ø В
конфликтной ситуации учитесь находить компромисс, оптимальное, взаимоприемлемое
решение для решения конфликта.
Ø Учитесь
иметь собственную жизненную позицию; культурно, грамотно, обоснованно и с
достоинством её отстаивайте.
Ø
Относитесь к себе критично; строго спрашивайте с себя за своё поведение,
поступки и качество, добросовестность учёбы.
Ø Помните
золотое правило этики: относитесь к другим людям так, как вы хотите, чтобы они
относились к вам.
Удачи! Успехов! Всё у вас в жизни получится!
Какие отличные и столь необходимые правила современному человеку в современном мире. Спасибо, Лидия Андреевна, за такой полный свод правил.
ОтветитьУдалитьБлагодарю, Лариса Германовна!
ОтветитьУдалить"Умей слушать других, не перебивай собеседника" -эта моя проблема и нечего не могу поделать. Постоянно извиняюсь, но не теряю надежду, что стану вести себя прилично.
ОтветитьУдалитьОтличные правила, так необходимые в наше время, время почти сплошного бескультурья. Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗамечательные советы!спасибо
ОтветитьУдалитьМудрые советы! И, действительно, полезные ВСЕМ! Спасибо, Лидия Андреевна!
ОтветитьУдалитьЗамечательные советы, полезные.
ОтветитьУдалитьПолезные советы! Спасибо, Лидия Андреевна!
ОтветитьУдалить